Сталкиваясь с резкой критикой или неожиданной реакцией на свои слова и поступки, некоторые люди словно впадают в ступор: не могут подобрать слова, краснеют, теряют контроль над ситуацией. Позже они долго и мучительно думают о том, что нужно было сказать, и ругают себя за то, что не сумели сделать этого вовремя.
Человеку необходимо компенсировать свое пассивное поведение, ведь на самом деле он знает адекватный ответ. Но сожаление и досада заставляют вновь и вновь прокручивать в голове прошлую ситуацию, тем самым лишь усиливая ощущение беспомощности и душевного дискомфорта. Запрет на эмоции Собственное неумение вовремя подобрать правильные слова мы часто оправдываем неожиданным напором со стороны оппонента. Его эмоции парализуют нас, лишая возможности возразить по существу или потребовать изменения общего тона беседы. Существует устойчивое представление, согласно которому воспитанные (интеллигентные) люди не должны выражать ответную агрессию. Такой запрет не позволяет человеку адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и, как правило, передается из поколения в поколение. Однако, табуируя собственные эмоции и регулярно ставя себя в положение жертвы, мы невольно создаем благоприятные условия для формирования заниженной самооценки. Страх перед конфронтацией Повышенная чувствительность нередко возникает в детстве, под влиянием семьи или социальной среды, в которой растет ребенок. Если взрослые стараются любой ценой избегать конфронтации и сглаживать все острые углы, то, попав в трудную ситуацию, ребенок будет бессознательно копировать их реакции. Повзрослев, такой человек скорее всего не станет вступать в конфликты, опасаясь потерять работу, поссориться с коллегами или быть отвергнутым своим окружением. Неуверенность в себе Ты говоришь полную ерунду! Адресованные ребенку, такие слова взрослого становятся бессознательными установками и могут блокировать поведение уже зрелого человека. Неуверенные в себе люди бессознательно боятся любой критики. Они ориентированы на внешнюю оценку и очень от нее зависят. Более того, многие из них не видят разницы между своей личностью и своими поступками. Часто это становится следствием распространенной ошибки воспитания: ребенку говорят «Ты плохой» вместо «Ты поступил плохо». И разорвать такой круг можно только при помощи ежедневной работы над собой. -------------------- Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. А вместе — сделаем общее дело.