С апреля будущего года в 18 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Об этом факте (ставшем следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России) вчера напомнил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который по решению Патриархии возглавил рабочую группу по подготовке учебника «Основы православной культуры».
В свою очередь лидеры Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) -- протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате, считают решение о раздельном преподавании основ каждой религии «если не провокацией, то недоразумением», и опасаются, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности.
По выражению протодиакона Кураева, изучение основ традиционных религий или светской этики станет «обязательным факультативом». «Это будет обязательный курс по выбору: школьник, а точнее, его родители выберут, какой именно урок учащийся будет посещать -- ОПК, основы другой религии или же уроки светской этики», -- пояснил о. Андрей. Уроки войдут в основную сетку занятий, подчеркнул он, так что «никто в это время не будет слоняться по коридорам».
Приобщение школьников к духовности займет сравнительно недолгое время. Тот предмет (а точнее, набор предметов в рамках общего курса духовно-нравственного воспитания), который опробуют в рамках эксперимента в 2010 году, будет преподаваться в общей сложности менее полугода -- в последней четверти 4-го класса средней школы и в первой четверти 5-го.
«Все же предполагается, что курс будет вестись в объеме двух-трех уроков в неделю, поэтому никаких специальных учителей по этим дисциплинам по определению быть не может», -- отвечая на аналогичный вопрос «Времени новостей», заметил о. Андрей Кураев. По его словам, преподавать ОПК будет или приглашенный педагог («например, департамент образования выделит одного человека на десять школ -- в каждую на два часа в неделю»), либо эту роль на себя возьмут учителя литературы или истории. «Наши педагогические кадры, конечно, не блестящие, школа в кризисе, но учебник должен быть составлен таким образом, чтобы нейтрализовать бесталанность среднестатистической «Марьи Ивановны», -- добавил протодиакон. Михаил МОШКИН