Политика прорастает сквозь асфальт
Гражданское общество готово предложить альтернативу нынешним партиям
Уже полторы тысячи подписей из пяти тысяч обязательных собрала Федерация автомобилистов России (ФАР), решившая нынешней осенью пройти в Мосгордуму. Регистрация заканчивается 26 августа, и у ФАР есть все шансы поучаствовать в кампании, а также провести в столичный парламент своего человека, а то и двоих.
Характерно, что при этом федерация по-прежнему не дает себя обуздать имеющимся в стране политическим партиям и идет на выборы самостоятельно. Это яркая черта отечественного политпроцесса: наиболее значимые общественные движения с опаской и плохо скрытым недоброжелательством посматривают в сторону имеющихся в стране партий, подозревая их, и не без оснований, в соглашательстве. При этом общественники, сами того не замечая, постепенно превращаются именно в политические структуры – например, активно участвуя в избирательных кампаниях. Чтобы после победы менять политический ландшафт своего города. Области. Страны.
«В случае успеха, – сказал вчера лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев, – ФАР не остановится на достигнутом и будет выдвигать своих кандидатов на выборах в муниципальные парламенты других городов. Наша цель – участвовать в законотворческой деятельности...»
Среди других общественных организаций ФАР занимает особое место. Ее главное отличие – прочная и массовая опора на автолюбителей. Отсюда – успех многочисленных акций: достаточно вспомнить убедительную победу, одержанную в битве с отечественным правосудием в деле водителя Щербинского, участника алтайской аварии, в которой погиб губернатор Михаил Евдокимов.
Пример ФАР ставит под сомнение результативность политического конструирования, управления партийными структурами сверху. Ни один автолюбитель не выйдет (не выедет) на акцию протеста по указанию «партбосса», если не будет уверен на 100% в правильности ее целеполагания. Только внутреннее возмущение, состояние души заставит его откликнуться на призыв. И только в этом случае послушный обыватель превращается в гражданина. То есть процесс выращивания гражданского общества требует внимательной культивации ее ростков. Этому процессу противопоказана процедура закатывания в асфальт. На тротуаре можно выстроить любую политструктуру – «под ключ», – однако лишенная корней, она никогда не наберет популярности, сколько ни корми ее руководителей. Примеров тому много.
Секрет успеха ФАР в том, что эта организация опирается на средний класс России, единственно способный сегодня рождать свежие идеи. Потому что он временно оказался без плотной опеки. Рабочий класс моногородов и крупный бизнес – традиционные объекты повышенного внимания власти. Автомобилисты действуют автономно, и они свободны: захотят – поедут, захотят – останутся дома. Нет у власти приемов против Коли Сапрыкина! А нужны ли ей эти приемы – против собственного ребенка? Потому что разве не администрация Кремля декларировала особую озабоченность проблемой беззащитности среднего класса?
Кризис может оказать благотворное воздействие не только на экономику, но и на отечественную политику. Конкуренция политструктур может стать реальностью, если к процессу подключатся не ангажированные участники.
Было бы хорошо, если бы о ФАР власть просто забыла. Ростки гражданского общества не надо поливать. Их просто не надо вытаптывать.