8 мая Верховный суд Республики Башкортостан отменил постановление Ленинского районного суда г. Уфы, который ранее признал законным отказ в возбуждении уголовного дела по факту жестоких пыток в милиции республиканской столицы. Прокуратура Башкортостана отказалась возбуждать уголовное дело по факту пыток жителя города Бирск Ивана Смирнова еще в августе 2006 года.
На протяжении почти трех лет специалисты Межрегионального комитета против пыток, куда обратился за помощью Иван, обжаловали этот отказ в различных судебных органах, дойдя до Верховного Суда республики, который и поддержал позицию правозащитников и пострадавшего Смирнова. Теперь у Ивана появился шанс на справедливое рассмотрение жалобы. Комитет против пыток надеется, что это приведет к возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов, которые пытали Ивана Смирнова.В ходе ранее проведенного МКПП общественного расследования было установлено, что в отношении граждан Ивана Смирнова, Рудика Минибаева и Романа Миндибаева сотрудниками правоохранительных органов применялись пытки. Также было установлено нарушение ст. 3 «Запрет пыток, жестокого и бесчеловечного обращения», ст. 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность» и ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
29 мая правозащитники получили ответ от начальника процессуального контроля Следственного комитета при прокуратуре Чувашии Максима Федорова. За год волокиты с заявлением 19-летнего пострадавшего об избиении в милиции, после которого тот лишился передних зубов, будет наказан следователь Новочебоксарского межрайонного следственного отдела.
Его непосредственного руководителя попросили проследить, чтобы такие нарушения больше не повторялись.Следователь Александр Кормилицын, к которому попало заявление о пытках, неоднократно выносил необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По мнению Максима Федорова, следователем “по материалам допущена грубая волокита”. Кроме того, заявитель не всегда был проинформирован о ходе проверки. Руководство нерадивого следователя попросили привлечь его к ответственности.
Но сам руководитель Алексей Журин не остался в стороне. Его ненадлежащий контроль стал темой оперативного совещания, на котором ему было “строго указано о недопущении в дальнейшем подобных нарушений”.
В феврале 2008 года в Чувашскую правозащитную организацию «Щит и Меч» обратился 19-летний Владимир Колистратов. По его словам, в Новочебоксарском ГОВД ему выбили два передних зуба, заставляя подписать различные документы.
Юристы выслушали рассказ молодого человека и направили сообщение о преступлении в Новочебоксарский межрайонный следственный отдел с просьбой провести проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Но мнение следователя в каждом ответе было неизменным и заключалось в следующем:
«Владимир К. неожиданно для них [по словам работника ГИБДД], разбежался и ударился лицом об стену, потом упал на назад на спину. От удара у него вылетели два зуба, а также сразу же потекла кровь. В ходе проверки каких-либо объективных данных полагать, что между действиями сотрудников милиции и наступившими последствиями присутствует причинно-следственная связь, нет».
Как заявляет сам пострадавший, зубы он потерял после того, как сотрудник милиции схватил его одной рукой за шею, другой за голову и ударил лицом об стенку.
Трагедия произошла 29 января 2007 года в поселке Юдино города Казани.
В ходе предварительного следствия было установлено, что сотрудники центрального аппарата МВД по Татарстану незаконно ворвались в квартиру и застрелили 31-летнего мужчину.
Летом того же года прокуратура предъявила оперуполномоченным Алексею Дуксу и Руслану Тазиеву обвинение по ч. 3 ст. 139 УК РФ (незаконное проникновение в жилище) и ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия), а Дуксу еще и в убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ). На время разбирательства милиционеров отстранили от занимаемых должностей.
Интересы потерпевшей стороны представляет руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.
Судебное слушание по этому делу (с перерывами) длилось более полутора лет.
30 апреля 2009 года Кировский райсуд Казани оправдал сотрудников милиции — за отсутствием в их действиях состава преступления. Правозащитники и прокуратура обжаловали это решение в Верховный суд Татарстана.
29 мая в суде представитель вдовы погибшего Игорь Шолохов и государственный обвинитель Дмитрий Яппаров попросили отменить оправдательный приговор и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Адвокаты милиционеров настаивали на полной невиновности своих подопечных.
После выхода из совещательной комнаты судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда республики объявила, что оглашение решения состоится 19 июня.
Специалисты Межрегионального комитета против пыток, действуя в интересах граждан, признанных потерпевшими в результате «зачистки», проведенной ОМОНом Сочи в детском лагере «Дружба», подали гражданский иск в Лазаревский районный суд с требованием компенсации нанесенного милиционерами ущерба.
Девять потерпевших граждан заявили исковые требования в размере 50 000 рублей каждому, двое – по 100 000 рублей. В настоящее время иск поступил в суд и зарегистрирован. В январе 2009 года в законную силу вступил вынесенный 15 октября 2008 года приговор Лазаревского районного суда Сочи в отношении восьмерых сотрудников Отряда милиции особого назначения ГУВД Краснодарского края, которые обвинялись в массовом избиении отдыхающих в детском пансионате "Дружба". Все милиционеры были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ ч. 3 п. «а», «б» УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств») и осуждены к различным срокам реального лишения свободы.
Отметим, что осужденные милиционеры свою вину в ходе процесса не признали.